Минимализм: что читать

Простота является самой большой сложностью. 
Леонардо Да Винчи

У меня сегодня вроде как выходной, а значит, день книг и прогулок.
На прогулку я вас с собой не возьму, к сожалению, а вот списком кое-каких книг поделюсь.

Судя по количеству просмотров записей, вас не так беспокоит ваш распорядок дня, как загруженность дома, а значит, тему минимализма в окружающем пространстве (да и в жизни) стоит поднять еще раз (а я-то хотела оставшиеся записи не выкладывать и снести из своего оффлайн-дневника).

Прежде, чем вводить в свою жизнь что-то новое, я обычно стараюсь это изучить на расстоянии, чтобы понять, а надо ли оно мне. Как оно повлияет на мою жизнь и - важно! - жизнь тех, кто со мной рядом. Так что когда я подошла вплотную к мысли "все выкинуть, и график дня тоже перестроить", то сперва пошуршала страницами интернета и раздобыла книги, которые лучше помогли мне понять идею минимализма (которую я сначала путала с аскетизмом, хех).

Первой моей книгой на тему была "Искусство жить просто" Доминик Лоро, которую мне посоветовал еще осенью хороший человек, чье мнение я ценила. Но этой литературы оказалось недостаточно: сильный внутренний протест у меня, как у человека, знакомого с анатомией и физиологией, вызвала вторая часть книги, повествующая о теле и питании. Но мне понравились идеи, которые получилось почерпнуть, потому я стала копать дальше.

Книг и записей на тему минимализма много. (Иронично, правда?)
Огромная часть из этих книг - пустопорожний хлам (уж извините). Большая часть их просто повторяет друг друга, по-разному суммируя одну и ту же мысль и одни и те же выводы. Что логично: минимализм - идея и правда... минимальная, в ней нет лишнего, что можно было бы рассосать на сотню диссертаций. Это - ядро жизни, на которое уже каждый наслаивает сверху что-то свое.
Однако в каждой их таких книг можно найти для себя ценные зерна идей, которые можно добавить в жизнь (спасибо Лоро за еженедельный букет цветов у изголовья моей кровати, он делает меня счастливее), да и использовать их можно не только, как инструкцию.
Можно еще как вдохновение.
В ежедневном шуме дел и забот нам нередко нужно, чтобы важные для нас мысли и вещи повторялись, напоминая о себе.

Итак, топ-5...



Топ-5 книг будущего минималиста

 

"Уолден, или Жизнь в лесу"
Генри Дэвид Торо

Американская неспешная в своем слоге классика. Эта книга - больше, чем просто литературное автобиографическое произведение, это целая философия.

Если философия - это не совсем то, что вы ищете, то стоит начать с книг ниже, а потом взяться за Торо. Сперва распробовать саму идею, а потом уже отполировать ее до глубины.

С виду все просто: жил-был человек, который решил доказать, что может прожить один в лесу. Без людей, с минимумом денег. И быть при этом счастливым. И доказал, конечно же, но родившаяся у него книга (а жил он в лесу два года и два месяца)  - не простое описание постройки дома, а целая идеология.
Читая, делайте скидку на то, когда была эта книга написана. В XXI веке наше мышление уже отличается от мышления человека, который наслаждается тишиной в лесу и простой жизнью: мы вечно куда-то рвемся, наше мышление называют "клиповым", мы недолго задерживаемся на каком-то одном предмете. Возможно, многие вещи покажутся вам чужими и вы не сможете их принять. Но "Уолден..." может быть и тем глотком покоя, который можно принять после сложного рабочего дня. И немного проникнутся идеей, что на самом деле важные для нас вещи и правда не купишь. И не обязательно сублимировать их, наполняя дом и жизнь хламом.

Популярные цитаты:
"На лишние деньги можно купить только лишнее. А из того, что необходимо душе, ничто за деньги не покупается."
"... богатство человека измеряется числом вещей, от которых ему легко отказаться."
Любимая цитата:
"Нельзя принимать на веру, без доказательств, никакой образ мыслей или действий, как бы древен он ни был."
Рецензии:
http://www.livelib.ru/book/1000016322
 
"Счастливый минималист"
Питер Лоуренс 

Огромное спасибо Андрею Лаптеву за то, что перевел на добровольной основе эту книгу на русский в 2012 году.

Недурственная книга для зачина: автор со спокойным и даже несколько прагматичным подходом объясняет, почему он выбрал этот путь, как на него его выбор повлиял. Показывает на примере графиков и логики (что я ужасно люблю), почему выбор быть минималистом может быть полезен.
Не забывает и о вдохновении: здесь есть целый раздел цитат по теме. Добавляет про этические нормы, субъективный опыт и многое другое, что, однако, настолько хорошо систематизировано, что умещается примерно в 60 страницах *.pdf файла.
Эта книга может пригодиться и как практическое руководство.

Любимая цитата:
"Минималистский стиль жизни не означает совсем никаких расходов или ограниченные расходы. Такой образ жизни означает устранение затрат ресурсов на пустые затеи и, вместо этого, направление ресурсов на инициативы, которые действительно имеют значение".

Рецензции:
Нет на русском, потому не привожу)

"Искусство жить просто. Как избавиться от лишнего и обогатить свою жизнь"
 Доминик Лоро

Откровенно говоря, не самая любимая книга читателей, которым интересен предмет, и я бы тоже советовала ограничиться только первой частью. А часть про телесное и вовсе сжечь, в частности, если вы знаете о том, как на деле работает наш организм, про обмен веществ, анатомию и прочие важные детали) И вступительные рекомендательные слова тоже не помогают: благодаря им от книги ожидает больше, чем она может дать. Когда начинаешь читать про "шлаки и токсины", впечатление от книги стремительно портится. Так же оно сильно испортится у тех, кто не любит философии оголтелой фиксации на бездумном счастье. Или повторения одних и тех же идей и мыслей.

Однако начало прекрасное: Лоро пишет немного в тоне "знающего гуру", но достаточно правильные вещи. Избавляйтесь от лишнего, потому что ваша жизнь должна вас питать. Уделяйте внимание живому, а не мертвому: например, полюбившаяся мне идея живых цветов в вазе. (Это тот момент, когда "настоящие минималисты" готовы закидать шапками автора, кстати).

Что книга делает хорошего: она может помочь создать настроение. Из нее можно извлечь пару идей, которые нетрудно применить на практике. Да, ее надо фильтровать. Да, есть положения, которые автор описывает, не разбираясь в предмете, зато очень умным тоном. Но ищущему и здесь можно найти полезное.

Любимые цитаты:
"Мы слишком часто задаемся вопросом о смысле жизни, а затем понимаем, что ответ заключается не в словах, а в тех моментах, когда мы забываем о самом этом вопросе".
"Упрощая жизнь, получаешь дополнительную энергию".

Рецензии:
Лучше не читать :)

"Проще"
Мэтт Мадейро

Развеселый блоггер, который пишет легким языком с прибаутками и который тоже на своей шкуре прошел упрощение жизни.

Не такой глубокомысленный, как Торо, не такой прагматично систематизированный, как Лоурен, не такой воздушный и с придыханием, как Лоро, но этим как раз и хорош: простой парень, который в тексте любит выделять жирным основные моменты и всерьез считающий, что минимализм - это просто.
За что достоин поцелуя в карму, так это за то, что он, в общем-то, прав. Он не призывает, не утверждает, что его мнение единственное верное, он предлагает попробовать и приводит свой - вполне себе рабочий опыт, как пример.
И пишет очень просто о простом.
Эта мини-книга чуть короче даже, чем "Счастливый минималист" Лоуренса, повторяет все те же идеи, которые так глубоко описал Торо и четко систематизировали (или красиво растянули на всю книгу) другие авторы, однако приятна эта книга тем, что она - хороший закрепляющий материал. С парой отличных идей касательно тела или разбора лишних вещей дома.
Читать ее - как болтать со своим близким приятелем. Просто и приятно. И лишний раз укрепляет в желании сделать намеченное.

Цитата:
"Все, что мы можем использовать – все, о чем я могу говорить – это лишь то, что действительно работает. Если это сработает для вас, то супер! А если нет, тогда я надеюсь, что это будет всего лишь точкой запуска ваших поисков с целью найти то, что сработает для вас"

Отзывы:
 Не нашла на русском, не привожу)

С пятой книгой было сложно, т.к. большая часть найденной мной литературы не переведена на русский, потому пришлось выбирать из того, что я изначально убрала на дальнюю полку. И знаете, есть неплохая книга, которая понравится девочкам, которую зовут "медитацией" и которая не уговаривает вас стать минималистом, но может неплохо вдохновить.

"Подарок моря. Как вернуться к себе и жить просто"
Энн Линдберг

Исходила я из того, что "Манн, Иванов и Фербер" откровенной ерунды не печатают, хотя такую литературу я не очень люблю. И знаете, этой книге более пятидесяти лет, а она все еще хороша. Из всего списка выше они ближе всего к "Уолдену...". За тем исключением, что эта книга написана женщиной практически для женщин.
Попробуйте, она умиротворяет.


Цитаты:
"... быть неискренней - самое изнуряющее в жизни занятие."
"Именно неизвестное со всеми свойственными ему разочарованиями и сюрпризами обогащает нас больше всего."
Рецензии:
http://www.livelib.ru/work/1000961219/reviews

Приятного чтения :)

9 comments

  1. Здравствуйте! Можно ли как-то подписаться на ваш блог?

    ReplyDelete
    Replies
    1. Здравствуйте, Таня)
      Можно, конечно, справа на странице я добавила возможность подписаться по e-mail. Вводите свой адрес, нажимаете кнопочку Submit. В открывшемся окне проходите проверку, что Вы не робот, и Вам падает тестовое письмо на почту. В нем надо будет перейти подтвердить, что рассылка работает- и все новые статьи впредь будут отправляться Вам по адресу)

      Delete
    2. Спасибо, подписалась!

      Delete
  2. Мне очень нравится ваш блог, русского (и женского!), прожитого самим автором, контента на эту тему сейчас мало. Продолжайте писать!
    Хотелось бы задать вопрос о минимизации ...библиотеки. Мне кажется, вы тоже любитель почитать!Сейчас я понимаю что книги занимают очень много места. И некоторые из них я откладываю почитать...годами! Вроде как и жалко, но...даже убираться невесело с таким кол-вом полок и корешков.Сталкивались вы с такой проблемой?

    ReplyDelete
    Replies
    1. Спасибо за комплимент ^_^ (Ко мне можно на "ты")) Толкового контента вообще не очень много на эту тему, если честно, я начала проживать и писать как раз потому, что не нашла информации, которая бы мне подошла.
      Но, думаю, это явление временное. Минимализм набирает обороты, доберется и до нас мода на него, и там и блоггеры подтянутся)

      А с проблемой библиотеки сталкивалась, куда без этого. Я и правда страшный любитель бумажных книг, чтение с планшета - это совсем не то. Но за последние несколько лет у меня было примерно девять переездов, и перетаскивание библиотеки начало надоедать на пятый х)

      Мы сейчас разберем книги после переезда, и я тогда буду иметь право написать чуть подробнее на эту тему, как раз хочу попробовать пару вычитанных идей о систематизации. В свое время мне помогла тотальная реорганизация. Я свалила в один прекрасный день все книги на пол и распределила на кучки
      - То, что я перечитываю постоянно
      - То, что я собираюсь дать почитать детям
      - Профессиональная литература
      - Все остальное

      Книги из первых двух стопок я храню. Проф.литературу конспектирую и раздаю почти сразу, держу под рукой только пару справочников по травам. Все остальное тоже раздаю, даже если книга очень понравилась: с друзьями всегда хорошо поделиться чем-то полезным и интересным. Если друзья не берут, то отношу книгу в кафе, которые держат у себя книжные полки: мне кажется, хорошая литература должна читаться и должна жить в чьих-то руках. Мысль о том, что книгу будет любить после меня кто-то еще, помогает мне расстаться с ней легче)

      Ну, а когда часть литературы распределена по друзьям, а часть просто отдана, не остается ничего другого, как читать свеженакупленное)

      Следующий шаг - это хранить только те редкие книги, а остальное оцифровать, но я не могу себя заставить это сделать, мне нужны бумажные, БОЛЬШЕ БУМАГИ БОГУ БУМАГИ, и все в таком духе))

      Delete
    2. Спасибо Вам за вопрос, вместо комментария накатался мини-пост, и Вы меня вдохновили на идею. На следующей неделе я все доделаю и выложу пост о библиотеке. Заодно со списком книг на раздачу, может, пригодится кому из читателей)

      Delete
    3. ого, какой развернутый ответ, спасибо! Попробую по вот этим критериям отсортировать. Кстати, для детей и внуков (лол) тоже коллекцию собираю :) Минимализм и зрелость идут рука об руку, ты большая молодец что не ленишься нести их в кафе!

      Delete
    4. Хех, коллекция для внуков и правнуков - это вообще классическая тема х)) Бедные дети, для них подготовленный Бодлер даже лежит)

      Delete
  3. Класс! я тоже устала от вещей... эх, наверное сожгу все к едрени-фени))) спасибо, будем изучать.

    ReplyDelete