Гармония недели: про планирование

Примерно полгода назад я решила, что у меня что-то с памятью: из нее все выпадает. Я регулярно что-то не успевала и забывала сделать, и уже подумывала отправиться пить ноотропы, как меня спасла простая тетрадка, служившая мне заменой ежедневника. Т.к. память моя была (по моему экспертному мнению) дырявая, как решето, я решила просто записывать в столбик все дела, которые мне нужно было сделать.
Когда на один день у меня собралось примерно 23 пункта, меня осенило: дело не в памяти. Дело в том, что человеческий мозг физически не в состоянии столько объектов удерживать одновременно.
А еще дело в том, что пришла пора упорядочивать этот ад.
Так я познакомилась с волшебным понятием: "планирование недели".

pinterest.com
Про это самое пресловутое планирование недели не писал только ленивый, и в сети можно найти множество интересных инструментов, но мне не подошел ни один, так что пришлось компоновать отдельные идеи в одну. Возможно, у вас дела обстоят так же, так что, если вы пока не нашли "свое", не списывайте это на неудачу или собственную расхлябанность. Скорее всего, вам нужно попробовать еще пару вещей :)

Если честно, идее списков я сопротивлялась долго. Само по себе планирование недели у меня вызывало зуд даже на уровне обдумывания, потому что а как же моя спонтанность, свобода, вот это вот всё. Но как показала практика, если расставить в рабочем аду все котлы по размеру, подмести пауков и проверить, что у всех бесенят есть нормальные вилы, то у тебя получается сделать что-то еще. У меня одновременно идут четыре полноценных проекта, каждому надо уделить внимание, потому мне сейчас уже сложно представить, как я выживала без списков.

Ну, и кроме того, я обнаружила пару приятных бонусов: у меня внезапно высвободилось время и появилось больше покоя. Я успеваю заняться и своими личными делами, и перестала провафливать важные дела. Совесть чиста, дела сделаны, отдых заслужен, в душе покой. Славься, планирование недели.

Немножко о провалах (о чем стоит знать перед планированием)


https://www.etsy.com/ru/listing/185602270/monthly-planner-memopad-monthly?ref=unav_listing-other
Время
Что хочу сказать по поводу понедельника: друзья, если вы считаете, что вы готовы вставать в шесть утра для расписывания дел, хоть вы и сова, то спешу вас разочаровать. Сон нашим организмом воспринимается как более приоритетная задача в сравнении с необходимостью посидеть над бумажками, так что ваше благое намерение выдержит в лучшем случае пару недель, а потом энтузиазм кончится.
У меня кончился :) Теперь я делаю проще: моя рабочая неделя начинается во второй половине воскресенья, когда я покачиваюсь с котом на садовых качелях под травяной чай и расписываю все, что мне нужно. Выспавшаяся и довольная.

Само по себе планирование недели у меня занимает примерно час - два размеренного размышления над каждой работой, созвоном с участниками проектов и внезапным "Ой, совсем забыла". Вы тоже дайте себе время, потому как наша голова может удерживать одновременно не более 7 объектов, а значит, что сразу все тридцать дел за минуту вы не вспомните.

Жадность
Как показала практика, никто из нас не супермен, больше 3 - 4 дел за день сделать хорошо невозможно. Я говорю о крупных делах в духе "провести лекцию" и "написать шесть текстов". По этой причине нужно немного подзакатать губу и с утра в каждой области деятельности выбрать не больше, чем по паре пунктов на выполнение и сосредоточиться на них.

Планирование: 5 важных правил

pinterest.com
► Выделяем себе час - полтора
Многие делают это вечером, когда дети легли спать и шум-гам унялся. Заварите себе чая, подышите спокойно и возьмитесь за ручку
► Разделяем и властвуем
"Личное", "семейное" и "рабочее" должно находиться на разных частях страницы или на разных страницах. У меня так вообще шесть разделов, что кажется чрезмерным, но на деле просто у меня столько работы :) 
► Расставляем приоритеты
Красной ручкой я помечаю то, что нужно сделать первым, так проще не запутаться и не пропустить ничего важного
► Утром за чаем сверяемся со списком
И выбираем максимум по два из каждого раздела нашей жизни. См. пункт про Жадность. Не превращайтесь в хомяков, не пытайтесь сделать все и сразу, запихивая дела за обе щеки. Если вы провалитесь (а скорее всего это случится), это вас демотивирует, да и вы сами устанете. Зато если вы взяли на день 3 - 4 дела, а сделали 5 - 7, то это будет лишний повод для гордости.
► Похожие задачи объединяем в одно.
Так, например, все тексты для обеих Обителей у нас ставятся в очередь на неделю в один день. В субботу я, стеная в муках родов текста, заполняю группу нашего центра развития, в воскресенье повторяю процедуру для большой Обители. Вдохновение, конечно, у меня приходит не по расписанию, а где-то в течение недели, но чтобы не отвлекаться я просто сохраняю черновики текстов и записываю идеи, которые расчехляю на выходных. Зато с понедельника по пятницу я совершенно свободна для остальных дел и могу успеть многое другое.

Системы планирования

https://www.etsy.com/listing/185059841/sticky-note-weekly-planner-s-weekly
Я перепробовала тонну сайтов и гаджетов, и в итоге остановилась на тетрадке, ручке и системе Bullet Journal. Вероятно, я просто канцелярский фрик.

Для любителей  сайтов и гаджетов могу посоветовать
Asana - самый первый сайт для планирования рабочих моментов на всю нашу скромную команду; я нежно до сих пор люблю этот сайт. Он удобен даже для личного использования (и бесплатен), там можно распределить свои дела на проекты, ставить дедлайны и всячески изгаляться. Нуждается в подключении к интернету.
TeamViz - кошернейший Pomodoro Timer для тех, кто работает за компьютером и должен быстро вместить в свои сутки небольшой центнер дел. Когда я сажусь за тексты, я открываю это прогу на компьютере и даю себе слово не отвлекаться на почту и сторонние дела, пока не раскричится таймер, что прошло 25 минут. Успеваю благодаря нему больше.
Sunrise calendar - синхронизирован с почтой, помогает не пропустить ни одну встречу.
Todoist - очень уютный.
Workflowy - ненавязчивый
Wunderlist - удобный для совместных дел, если часть семьи на него тоже подсаживается
Это не единственные, конечно, средства в сети, но наиболее приглянувшиеся мне)

Если у вас есть на примете кто-то такой же действенный и интересный, то делитесь в комментариях.
И вообще, расскажите, вы планируете свою неделю? Если да, то как)


27 comments

  1. я планирую сразу месяц (рисую календарь и отмечаю в нем важные дела + делаю список планов на месяц), а потом еще расписываю мелкие ежедневные планы. что-то взяла из буллет джорнала, что-то делаю как привыкла. без записей совсем теряюсь, могу упустить что-то :)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Я тоже без записей, как без рук) Есть что-то приятное в знании, что я не одна такая :)
      На месяц - это сильно, вызывает уважение. Мы разве что на сезон расписание рабочих мероприятий планируем. )

      Delete
    2. Мне тоже дико понравилось планирование по месяцу. Решила расписать себе июль, распечатать пустой бланк-календарь. Дело в том, что я еще со школьных и институтских времен ненавижу списки. Да, они помогают ничего не забыть, но только от ощущения того, что что-то НАДО сделать, что я ОБЯЗАНА это сделать, что кто-то, пусть даже я сама, что-то мне диктует, мне уже становится плохо. И я стараюсь всеми силами избегать всего того, что себе расписала))). Но вот на месяц... Это совсем другое дело. Все дела записаны, но не по дням их выполнения, а по срокам. Т. е. обозначена крайняя точка выполнения. Таким образом я вижу все, что мне нужно. Но могу выбирать из всего списка, что больше хочется или подходит для выполнения в тот или иной день. Как ни странно, это подстегивает выполнить все быстрей и зачеркнуть как можно большее число клеточек. Во всяком случае, июль у меня был пока максимально продуктивным месяцем ;).

      Delete
    3. Отличный метод) Можно еще попробовать составлять список в первый лунный день :3 Бытует поверье, что дела, спланированные в это время, чуть ли не сами собой свершаются. Не знаю, как насчет свершений, но чит это удобный: помогает снять напряжение насчет того, что "сделать надо обязательно" (у меня оно тоже есть х)). Тут вроде бы не "сделать надо обязательно" получается, а "помогу-ка я тебе выполниться, остальное сделает Магия Луны" (здесь должна быть картинка с Сейлор-Мун)

      Delete
  2. Стараюсь планировать, но не выходит. По мимо всех моих увлечений и необходимостей, есть постоянная работа по 8 часов в день, с людьми. В итоге, когда появляется время на свои дела и домашние заботы, я лежу тряпочкой на диване. И все мои планы лежат вместе со мной. Все накапливается, складывается и нервирует :)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Мне кажется, у Вас вопрос не в планировании, а в запасе энергии. Время есть - сил нет.
      У меня такое тоже было, когда я еще работала в офисе. Как ни странно, очень помог спортзал и травы-адаптогены попить осенью - зимой. Запас сил увеличивался. Ну, и не забывать отдыхать.
      Может, попробовать планировать сначала как раз с спортзала/правильного отдыха? А появятся силы, взяться за все остальные планы ?)

      Delete
    2. Блог съел простыню моего коммента, т.к. я забыла в ЖЖ зайти. В общем, кратко: так и планирую поступить, расписывать сначала отдых и физ.нагрузки, потом все остальное. Благодаря Вашей статье, может что-то и выйдет из этого ;) Спасибо.

      Delete
    3. Поделитесь потом, что получилось :)

      Delete
  3. Мне тоже не подходил ни один ежедневник, тем более датированный :) Использую либо обычную тетрадь, либо школьный дневник (если вижу с приятным дизайном какой-нибудь).

    ReplyDelete
    Replies
    1. Нас таких много, я думаю (и эта мысль приносит мне радость)). Онлайн-заметки удобные, но все равно не то :)

      Delete
  4. Пишу приятные и мотивирующие планы в первый лунный день на лунный месяц. Потом с удовольствием вычеркиваю, но могу и дописывать.
    Есть не датированный ежедневник Time System формата А6 - он всегда со мной, как доп. память. В нем пишутся все дела, кроме рабочих. Очень важные и срочные пишутся в начале недели и выделяются. То, что организм пытается саботировать (напр. прием витаминов) пишется каждый день, и вырабатывается привычка.
    На работе также есть ежедневник, который заполняется в последние 20минут рабочего дня. Также можно вписывать дела в формате в 12:58 - начала вот то-то, планировала уделить 1,30, но сделала за 2 часа и т.д.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Тана, ты монстр самоорганизации О_О *пошла гуглить Time System*
      Кстати, я думала написать в тексте, что месячные планы записываю тоже в первый лунный день, но то эзотерика неприкрытая, и я не решилась :)

      Delete
    2. Просто когда пообещал сделать за день, а ковыряешься неделю, очень часто неделю надо брать из личных запасов, ибо "графики укомплектованы, ты сама подписывалась". Поэтому приходится)
      Эзотерика это да, но вот как посмотришь на авто-любителей в полнолуние, так хочется чтобы вводили мед проверки на луночувствительность)

      Delete
    3. И комментаторов в паблике, который ты должен модерировать, да...

      Delete
  5. Планировать-то планирую, но моя жизнь слишком зависит от других людей, а вот они вполне себе позволяют отклоняться от обговоренных заранее планов. Поэтому дальше одного дня расписывать просто нет смысла, мне достаточно часто могут позвонить за час(в лучшем случае) и отменить занятие, или сообщить, что пары сдвигаются на пару часов, или что вот бабушке потребовалась помощь, поэтому сегодня ждать не стоит...если честно, бесит до ужаса х) поэтому у меня имеется "идеальное" расписание, которое в течение недели обрастает пояснениями и заметками-что я где не успела, что куда перенесла, а где, наоборот, сделала заранее х)
    И, кстати, про разделение личного-семейного-рабочего, мне наоборот необходимо, чтобы все было в одном списке, иначе я забываю, что вот здесь меня ждут тетя с дядей и ставлю на это время ученика х)
    А еще я постоянно забываю про время, необходимое на дорогу. Поэтому сначала расписание в тетрадке приобретает пунктирный вид: пустое место для задачи-час на дорогу-пустое место для задачи и т.д.)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Вы частный преподаватель, да?)
      Я во времена плотного преподавания английского сидела в основном в календаре Sunrise, чтобы не путалось расписание личного и рабочего, очень Вас понимаю. А с отменами и гибким расписанием мне помогло, как ни странно, строго поставить себя с учениками О_о Тут, вероятно, и правда есть прямая связь между тем, как себя ведешь, и тем, как люди ведут себя с тобой. Но это получилось себе позволить только тогда, когда у меня образовалась очередь из учеников, которые хотели заниматься, но на них не было времени. И я четко объясняла родителям тех, кто со мной уже занимался, что образование нужно уже не мне, а их детям, и что я свое время ценю.

      Delete
    2. Ну, я студент) но подрабатываю репетитором, да. И, на самом деле, ученики переносят реже всего(а с теми, кто делает это систематически, я просто перестаю заниматься, ибо, действительно, образование нужно им, а не мне), чаще этим страдают преподаватели, деканат(кажется, они друг друга ненавидят) и родные-близкие х)
      О, надо попробовать sunrise, спасибо) хотя, до сих пор ничего лучше тетради не находилось, в ней шире круг действий)

      Delete
    3. О, эти дивные моменты, когда ты полтора часа ехал на пары, содрав себя с подушки, а пары отменились! )

      Соглашусь по поводу тетрадки :3 Sunrise умеет пищать из кармана в нужные моменты (когда, например, ты почти забыл про то, что сегодня еще один ученик)), это иногда плюс)

      Delete
    4. Именно!) У нас так в прошлом году учеба началась с середины октября. То есть ездили-то мы каждый день с сентября, но только чтобы услышать, что на нашу группу расписание неправильное, а преподавателей нет х)

      У меня пищат смски-есть у меня такой живой почти двухметровый ежедневник, который дозапоминает то, что я потенциально могу забыть) а так, боюсь, мое 6летнее карманное чудище не согласуется с современными приложениями х) так что мне больше интересен сам вариант календаря(посмотрела уже *__*), в моей тетради почти такой))

      Delete
  6. о господи это ужасное слово планирование.... Я перепробовала все! ну просто все! онлайн сайты, гибкое планирование на день и на неделю, ежедневники по разным методам, просто список в ворде, майндмапы.... С самого января я бьюсь над планированием задач на день, неделю месяц и тд. Но никак они все не вписываются в одну стройную систему... То одно не нравится, то другое.... В общем как-то раз я психанула и купила себе доску как в школе. Повесила прям напротив кровати. И теперь каждое утро встаю а у меня там чего только нет перед глазами... Важные схемы, майндмапы, просто смайлики если выходной, списки, фразы которые западают в душу и которыми живу.... Еще до конца не нашла свой способ, но для меня доска - вещь.)))

    ReplyDelete
    Replies
    1. Интересный метод!) Я пробовала пробковую доску (и разделить ее на секции, по секции на проект), но как-то не пошло) Хотя с ней было бы в разы удобнее, чем с тонной бумажек х)
      Не выпадают дела из головы? Для меня это большая проблема, интересно, как другие справляются. Доску со стены в кармане не поносишь, да и напоминалками она не сигналит раз в час, как это может делать календарь на телефоне...

      Delete
    2. ну если что-то очень нужно взять с собой то можно зафотать на телефон))) у меня просто скорее проблема не в делах. Я забываю идеи, планы, мысли... последовательность действий для реализации своих целей. Сами цели тоже всегда перед глазами так.
      А напоминалки раз в час меня почему-то всегда подводили. Для этого у Глеба Архангельского есть хорошая тема - кайросы. Почитайте, если интересно)

      Delete
    3. О, забытые идеи - это больное место) У меня уже полгода друзья привыкают к тому, что я в середине разговора говорю: "Стоп!", - останавливаюсь, если мы гуляем, лезу в сумку и бегом записываю то, о чем мы говорили. х) Иначе никак.
      Про кайросы почитаю, спасибо большое за наводку)

      Delete
  7. Спасибо за вдохновение!

    ReplyDelete
    Replies
    1. ^_^ Надеюсь, что пост был полезен)

      Delete
  8. Статья очень вдохновила, спасибо за неё!

    Единственное, что могу предложить и что (в отличие от многочисленных испробованных сервисов) использую уже несколько лет - Evernote. У меня там:
    - блокнот для дома (рецепты, полезные продукты, идеи для ремонта и т.д)
    - блокнот для работы (сервисы и пароли, ссылки на тех.требования и т.д)
    - блокнот для себя (спонтанные мысли, цитаты, ссылки, книги для скачки, фильмы для просмотра, списки покупок)

    Навожу там полный срач, а потом сижу и разбираю, оставляю только самое нужное. Вот пример журнала, как раз скоро кухню делать, предлагаю мужу варианты:
    https://www.evernote.com/pub/flaxyfox/kitchen
    Сделаем кухню - удалю журнал :)

    Нравится система, пользуюсь ей в виде приложения на работе, в форме сайта дома, а вне дома - на планшете и телефоне. Можно поставить напоминания, помечать дела как завершённые, прикреплять любые файлы и копировать туда целые страницы сайта, писать содержание со ссылками (например в блокноте "книга рецептов" в первой заметке у меня все блюда разделены на "первое", "второе", "десерты" и т.д).

    Программа бесплатная, без неё как без рук. Пишу в ней свои статьи и стихи, письма перед отправкой. Иногда пользуюсь как файлообменником чтобы передать картинки с телефона. А ещё читаю их вдохновляющие статьи, кто и как использует эту программу - очень нравится! Ребята её постоянно обновляют и что-то полезное добавляют, но, что мне нравится больше всего, не захламляют.

    Яна, попробуйте скачать и просто немножко попользуйтесь. Уверена, вас затянет, и все ваши пишущиеся статьи обретут там свою обитель ;)

    ReplyDelete
  9. А меня вдохновляет книжка Гранина "Эта странная жизнь" о Любищеве и его системе планирования и учета времени. Если еще не читали то очень советую.
    Конечно, мало вероятно, что удастся воплотить такое в жизнь, но для мотивации очень даже)

    ReplyDelete