5 принципов жизни, которым меня научило травничество

Травничество - не самое распространенное хобби, надо признать, и тем более не самое распространенное призвание жизни. Некоторые не понимают, зачем я этим занимаюсь, кто-то предпочитает относиться с насмешкой. Я уже писала о том, зачем хожу в лес с корзиной, но дело еще и в том, что для меня лес и травосбор не просто динамическая медитация - это один из учителей в жизни, давших мне несколько важных уроков.


1. Если хочешь найти болотную мяту, нужно не стесняться лезть в крапиву. 
Зачастую чтобы найти некое сокровище в жизни или добиться некой цели, нужно продраться через очень жалящие обстоятельства. Многие этого не делают, и очень зря. Когда ты осенью пьешь иван-чай с болотной мятой, ты вспоминаешь не крапиву, комаров и клещей, а теплую погоду и то, как ты уютно спал после травосбора на садовых качелях.

 2. Если хочешь собрать рябину, но ее едят птицы - повесь кормушку рядом. 
 Ягоды рябины - непередаваемо полезный ресурс для человека, почти незаменимый зимой, но они же еще и источник пропитания для птиц.
Если у тебе нужно что-то, на что положил глаз кто-то еще, не за чем ссориться. Можно договориться. У птиц, например, свет клином на твоей рябине не сошелся - они просто голодные. Если их подкормить, проблема будет решена.

3. Если пойти вдвоем в лес, то вы найдете больше трав. 
Любое дело на двоих спорится лучше и быстрее, чем в одиночку (если, конечно, партнер вами подобран правильно).

4. Если ты собираешь вкуснейшую малину, не нужно отвлекаться на комаров. 
Ты ешь экосистему (малину) - экосистема ест тебя (комары). Круговорот пользы в природе. Стоит носить с собой репеллент и игнорировать кусачих, чтобы ничто не отвлекало тебя от сбора полезных и сладких ягод. Если будешь махать руками и материться, соберешь меньше, чем мог бы.
Это правило работает и с людьми.

5. Если принести в лес гостинец, травосбор будет богаче, чем обычно. 
Один учил: если хочешь, чтобы люди были твоими друзьями, дари им подарки. Древние легенды гласят, что если поделиться с Лешим домашним пирогом или принести какой другой гостинец, то и Леший не поскупится в ответ. Все это выглядит меркантильным расчетом, но на самом деле от чистого сердца радовать окружающих людей полезно. Это и поддерживает баланс во вселенной, и дарует всем участникам действа покой. А налаженная дружба всегда помогает в общих делах.

А у вас есть ли хобби/дело жизни, которое вас чему-то научило?) Если да, то чему?

18 comments

  1. не знаю, дело ли это моей жизни, но работаю и люблю работать с детьми , и эти маленькие человечки очень многому могут научить) например: искренность и любопытство ,они не боятся задавать вопросы и говорить правду в лицо, в них столько много радости и оптимизма, многие взрослеют и теряют это , а жаль)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Дети - это вообще другая вселенная) Я тоже некогда работала с детьми, с нежностью вспоминаю этот период. С ними проще, чем со взрослыми, потому что они открытые, честные, понятные и стремящиеся к пониманию, если с ними правильно разговаривать. Помню, вела некогда две группы подготовительные в детском садике (английский язык), до сих пор скучаю по этим ребятам)

      Delete
  2. Хотела написать комментарий по теме, но я пока что не разговорчивая. . . Хочу сказать: спасибо, ваш блог прекрасен. Стал моим любимым за короткое время!
    Мои любимые цвета и разговоры. Поиск гармонии - жизненный путь. Ничего лишнего.
    Открываю ваши страницы под музыку Hang Massive и думаю, как же вы подходите друг другу ^^

    Мне кажется, к этим истинам можно прийти практически любым путем, если вдумываться, конечно, и выводы делать ~

    ReplyDelete
    Replies
    1. Спасибо, что, будучи даже не разговорчивой, поделились мыслями) И за музыку (включила - очень приятная и в тему, а то я все больше по Wardruna и року)).

      Насчет того, что к этим истинам можно прийти любым путем - Вы правы. По-хорошему, этим истинам нас нередко учат родители, передавая опыт, потому что это какие-то универсальные законы вселенной, их можно встретить практически везде. Если, конечно, если склонность к анализированию опыта)

      Delete
  3. меня мое дело жизни научило очень многому. Мгновенно расслабляться в минуту, когда казалось бы надо собраться и действовать. Все потому что в расслабленном состоянии но собранном при этом легче принимать решения.
    Что тишина в уме - лучший советчик. В отличие от радости счастья гнева печали и прочих мыслей.
    А еще общаться с людьми. Где нужно уступить, а где наоборот поднапрячься и не уступать. Смотреть на мир не из себя, а из потребностей ближнего. Чаще всего люди ругаются от отсутствия к ним внимания. Так дайте им и увидите как они расцветут.
    А еще люди разучились любить себя. Хотя каждый прекрасен по-своему.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Очень интересная наука. Не секрет, что за дело жизни?)

      Delete
    2. я инструктор по телесным практикам и остеопатии. Поначалу, когда только начала заниматься, это очень структурировало мою жизнь, вернуло радость и какое-то количество энергии и тишину в мозги. А теперь наоборот. Работа с людьми, направленная в первую очередь на них, а не на себя. Вылезают всякие неожиданности, о которых раньше и не думала.

      Delete
    3. Вы герой, это же очень выматывающая работа. Но и очень благодарная, наверное) Сил Вам и побольше)

      Delete
  4. Я думаю, что всё, с чем мы так или иначе сталкиваемся в жизни, несет в себе для нас определенный урок. Перебираю сейчас в голове различные этапы своей жизни и сопутствующие ей на тот момент увлечения и раздумываю над тем, чему же такому мне удалось научиться, каким же общечеловеческим истинам, помимо приобретения каких-то прикладных навыков.

    Наверное, первое серьезное влияние на моё мироощущение оказала цирковая студия, где я долгое время занималась и всерьез подумывала над дальнейшим поступлением в Московское цирковое училище. Оттуда я вынесла осознание того, что в жизни очень мало вещей, которые даются легко и просто, за красивым выступлением длиной не более десяти минут стоят годы тренировок, долгий и упорнейший труд, там же я научилась не сдаваться, стойкости, выдержке, упорству и терпению ибо результат того стоит. И там же мне привили эфемерное ощущение того, что нет ничего невозможного. Как любил повторять мой преподаватель по жонглированию и эквилибристике: "Нет такого понятия, как "не могу", есть лишь "не хочу" и "не умею".

    Немаловажное влияние на меня оказывали и продолжают оказывать занятия рукоделием различного рода. Есть в том же вязании либо шитье что-то такое древнее, нечто гармонизирующее и вводящее в медитативное состояние. Рукоделие научило меня усидчивости, пониманию и осознанию того, что мы учимся на своих ошибках и только через них приобретаем необходимый опыт.

    Аштанга-йога научила (хотя, думаю, по большей части здесь заслуга необыкновенного преподавателя от бога) слушать себя, прислушиваться к тому, что происходит внутри, осознанию тесной связи между физическим и психическим состоянием, между телесным и духовным.

    Садоводство несет в себе примерно тот же посыл, что прописан и в пятом пункте статьи, я истолковала бы его так: чтобы что-то получить, нужно что-то отдать. И не важно, что является результатом - обильный урожай фруктов, ягод, овощей или же получение эстетического удовольствия от любования здоровым красивым цветком. Я когда-то долгое время размышляла над встреченным случайно в книге текстом одной из эмблем: Et data reddit («И данное отдает. И воспринятое снова возвращает»). В полной мере пропустить через себя понимание этого удалось, как ни странно, именно благодаря возне с растениями)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Ксень, спасибо огромное за такой большой, глубокий и мудрый комментарий.

      Я с тобой полностью согласна, любое наше занятие чему-то нас учит, главное, уметь прислушиваться. Эти уроки мне кажутся очень важными.
      Например, у меня не было в жизни циркового училища, но принципу "десять минут славы и успеха = долгие и долгие месяцы подготовки" меня научило мое собственное дело. А еще ответственности (именно оно, а не семья или работа в офисе) и осознанию того, что лимит ты устанавливаешь себе сам. Оттуда же у меня появилось "нет понятия "не могу"". Есть "не знаю" или "не умею".
      Вот, казалось бы, разный опыт, а выводы одни. И немного печально иногда наблюдать людей, которые с этими принципами еще не столкнулись. И взаимодействовать с ними сложно.
      "Чтобы что-то получить, нужно что-то отдать" - садоводство близко к травничеству). Мы не возделываем землю, но мы заботимся о лесе и уважаем процессы, происходящие в природе.
      И отдельное спасибо за Et data reddit. Я не встречала этой фразы, пойду над ней думать :)

      Delete
    2. Яна, это тебе спасибо за твои статьи, всегда интересно читать и черпать полезную информацию. Про статьи в Обители о травничестве я вообще молчу, для меня это кладезь ценной информации, раньше процесс садоводства представлял для меня сугубо спортивный интерес, а благодаря твоим статьям о травах я направила свою энергию в мирное русло и теперь благополучно совмещаю приятное с полезным)

      P.S. А вопросы в конце статей в блоге заставляют серое вещество в головах твоих подписчиков, включая меня, шевелиться)) Что тоже очень полезно, по себе стала замечать, насколько повседневная рутина на работе консервирует мозги >.<

      Delete
    3. Мне сегодня одна чудесная девушка, у которой я беру интервью, написала, что вопросы у меня к ней сложные, на каждый из них можно по посту накатать х) Может, это и не очень хорошо: заумные люди не часто счастливы.)

      Я, кстати, зачитываюсь твоими статьями в Vivien garden, в этом году по ним успешно пересадила розу) Надеюсь, у тебя будет хватать времени писать в паблик, у меня, например, в прошлом году вереск не выжил, и не хватает экспертного мнения, как с ним быть в августе/по осени х)

      (Ветка комментариев похвалы друг другу, аж приторно))

      Delete
    4. На звание эксперта, конечно, не претендую, но ближе к зиме советую вереск укрыть, если он растет на улице, лапником. Если же он выращивается в домашних условиях, осенью-зимой его следует содержать при температуре воздуха +10-12 градусов, что довольно проблематично. Я как-то однажды поздней весной, побывав в отделе садоводства, позарилась на продававшиеся там кустики вереска буквально по смешной цене (товар был не сезонный, сохранить его было непросто, отсюда, как оказалось, и цена соответствующая), в открытый грунт его сажать было уже поздно, а дома, как ни билась, не смогла ему создать необходимые условия, не выжил. Обидно было.

      Delete
    5. Поздней осенью* (очепяталась в предыдущем сообщении)

      Delete
  5. Спасибо за интересную статью) Последнее время я ощущаю влечение души ко всему, что связано с природой. Это усиливается благодаря моему хобби. Я делаю украшения из эпоксидной смолы и засушенной органики - цветов, ягод, семян. Во время сбора полевых цветов в лесах, на лугах я чувствую единство с природой, ясность мысли и безмятежность. Это неописуемо))) А еще я стала видеть красоту там, где раньше ее не замечала - в малюсеньких цветочках, травинках, букашках...))) Природа учит радоваться жизни!

    ReplyDelete
    Replies
    1. ^____^
      *шепотом* А еще мир трав может подарить запас здоровья) *заманивает в секту травников*

      Delete
  6. Индия научила смотреть не только на следствие, но и на причину.
    Япония научила меня отдаваться любимому делу без остатка, даже если это однодневное дело.
    Боевые искусства научили меня быть готовым ко всему, но всегда искать мирные решения.
    Обработка стали и заточка ножей научили меня терпению и до сих пор часто являются своеобразной "отдушиной".
    Музыка научила меня передавать образы и образно мыслить.
    МФТИ научил меня добиваться того, что в начале пути кажется невозможным.
    Звери научили меня любить природу и отвечать за свои поступки перед ней.

    ReplyDelete
  7. Спасибо за ваш подход к жизни. таких мало.

    ReplyDelete