Не забывайте дышать

У меня тут давеча случился приступ самокритики такой силы, что единственным спасением оказалось решение полежать лицом в подушку под елочкой (у нас кровать аккурат под ней стоит, мы спим как сами себе подарки). А т.к. заниматься этим просто так скучно, то одним глазом можно посмотреть, что в блогосфере творится. Я люблю открывать Bloglovin и тыцать на вкладку "Popular". Сразу становится видно, о чем говорит мир.

И знаете, мир говорит о планировании, о будущем, все эти "366 дней, чтобы стать лучше", марафоны "100 дней..." на самые разные темы. Ну, и конечно, как стать организованным или оставаться организованным в новом году. Как расхламиться, как выполнить обещания, как провести детокс после новогодних каникул...

То есть многих, очень многих тянет дать себе некие обещания, "прокачаться", достичь нового уровня. И это нормально, хорошо и понятно: человек - существо, приверженное циклам. Мы привыкли, что ночь сменяет день, зима - осень, и даже история наша развивается по спирали нередко. А это значит, что новый год для нас - не просто смена цифры, но и некий очередной цикл, где наконец-то все можно сделать иначе.

Но как быть с понятием "здесь и сейчас"? 


Мы обещаем себе что-то делать, но это что-то находится в "потом, позже, после". А когда наша голова живет где-то в будущем, мы совершенно пропускаем настоящее.
И здесь я хочу вас попросить кое о чем просто потому, что пока половина людей радостно пишет и читает чужие планы, вторая половина, судя по записям, лежит вместе со мной лицом в подушку.

Давайте подышим глубже и поживем немного в "сейчас". Да, мы закладываем себе будущий год, но если мы не будем уметь чувствовать нынешний момент, у нас не будет этого года, так тщательно спланированного и "заложенного": мы будем постоянно пребывать сознанием в том, что еще не сбылось и только грядет, выпуская радости настоящего.

pinterest.com
И потому, пожалуйста, прямо сейчас

  • сделайте себе кружку ароматного чая и поглядите за окно (что интересного во дворе? как мерцает снег в свете фонарей? как качаются на ветру голые ветви деревьев, если у вас нет снега? какого цвета небо? какой формы облака? что делает этот пес за гаражами? как горят окна в доме напротив?)
  • почешите кота, уделяя внимание его любимым местам; обеими руками, пожалуйста, можно зарываться носом в пушистый живот (если у вас собака - чешите собаку, змейсса - купайте змейку, паук - тискайте паука, нет живности - завернитесь в плед и последите за ощущениями)
  • потянитесь, так, чтобы от души, стараясь кончики пальцев ног и рук вытянуть как можно дальше; встаньте и сначала потянитесь вверх, потом в стороны, потом к ногам, располагаясь удобнее в собственном теле
  • искупайтесь; наберите ванну, чтобы поваляться в ней или залезьте в горячую воду, пусть льется на затылок и спускается по спине, прогревая вас целиком
  • пощелкайте режимами гирлянды, если она у вас висит; я знаю, что у многих есть один-два любимых режима, а остальные как-то ни при чем; ну, так вот познайте свою гирлянду, мерцание огней - это всегда здорово
  • сделайте себе массаж головы: даже если у вас вместо гривы волос - ежик, массажной щеткой во все стороны почесать себя всегда полезно
  • переберите фотографии, если они есть в напечатанном виде, если нет, то разберите электронный архив и отберите те, что хотели бы распечатать
  • поменяйте магнитики на холодильнике, пусть висят в новом порядке
  • подышите: четыре такта вдох - четыре такта замерли - шесть тактов выдох
Или сделайте что угодно еще, что не включает в себя планирование. свершение великих дел, эффективного менеджмента, книг по саморазвитию и мастер-классов по нему же. Мы все такие эффективные последнее время, что просто из ушей лезет. Я, кстати, здесь не шучу. Еще год назад моя знакомая из неврологического стационара сетовала, что десять лет назад у них лежали в основном бабульки, а "теперь некуда бабушек класть - одни молодые до 27 - 30 лет попадают, все как один - менеджеры". В 2015, говорит, положение лучше не стало. 

Так что планирование, саморазвитие, книги и тренинги по улучшению себя - это все очень здорово, когда есть, кого улучшать. А если не уметь жить и отдыхать в нынешнем моменте, то очень вероятно, что улучшать будет нечего. 
И иногда крайне полезно просто. ничего. не. делать. 

У меня "сиюминутные идеи для полезного ничегонеделанья" закончились, если у вас есть, делитесь в комментариях :)
И берегите себя. 

22 comments

  1. Яна, спасибо! Моё любимое из ничегонеделанья: разобрать носки по парам, развесить одежду по цветам, вытряхнуть шкатулку с украшениями - надеть что-нибудь, полюбоваться собою :)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Разбирать носки по парам!) Я бы не додумалась до такого, а ведь это же та еще медитация!

      Delete
  2. какой полезный и правильный пост. иногда засмотришься в окно на снежные хлопья, завалишься на диван в обнимку с псом или купишь себе на кассе в супермаркете киндер-сюрприз, и все - жизнь удалась. так важно ценить свое "сейчас". ну, или хотя бы замечать его.

    ReplyDelete
    Replies
    1. *виртуальная чашка чая в знак согласия*

      Delete
  3. А мне прочувствовать настоящий момент помогает рисование) А вообще я очень согласна с вами, Яна. И несмотря на то, что тоже погрузилась в планирование и начинаю проект из серии "365", не забываю уделять внимание тому, где я нахожусь и как себя ощущаю :)

    octoberfjord.com

    ReplyDelete
    Replies
    1. Спасибо, что поделились!) Меня всегда восхищали люди рисующие, у меня вечно терпения не хватает на это. А где можно последить за проектом?)
      P.S. Если Вы не против, я перезапощу ссылку на Ваш блог, очень уж он красивый, а в Вашем комментарии ссылка не кликабельна: http://www.octoberfjord.com/

      Delete
  4. А мне не удаются никакие проекты по эффективности. Я отвлекаюсь на ничегонеделанье все время - послушать музыку, посмотреть в окно, пройтись по дому, завалиться на кровать или сидеть мечтать, просто, ни о чем конкретном. Не хватает самурайской дисциплины. А потом я думаю:"Я девочка, мне можно"

    ReplyDelete
    Replies
    1. Вы счастливый человек, всем бы так))

      Delete
  5. У меня такое чувство, что весь 2015 я составляла планы. Они размножались всеми известными начинающему биологу (мне) способами, и исчезали подобно диатомовым водорослям, столько раз вегетативно поделившись, что обратились в пыль. А в День слов я нарисовала карту. Карту, потому что заблудилась в своей голове.
    Когда я чувствую, что земля опять ускользает из-под ног, потому что я опять с чем-то не справляюсь, я обычно начинаю убираться. В комнате, в ноуте, да просто, на столе. Особенно на столе (обычном, который письменный, с картой мира под "стеклом").
    Замечено, мне лучше не сидеть на одном месте. Возможно делать что-то домашнее, готовить (люблю печенье за процесс готовки), поливать/пересаживать (если надо) домашние растения. Или достать пустую банку из IKEA и составить новый сбор на вечер, это обычно спонтанно, по внезапному вдохновению.
    А... уже сегодня у меня экзамен, но моя совесть утверждает, что я к нему до сих пор не готова.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Как экзамен прошел?

      Я вот читаю комментарии и обсуждаю все планы и пр. с друзьями, и все больше кажется, что очень часто мы планы строим потому, что "надо" и потому, что все вокруг так делают. А так же по причине того, что "надо быть успешным и продуктивным". Когда мы идем не за своим выбором, а на поводу у понятия "все так делают", либо на поводу у честолюбия, то в сухом остатке все равно остается недовольство собой чаще всего.

      Delete
    2. Ну совесть мне никогда не врёт, сдала хуже, чем хотела.
      А что за планы такие, которые "потому что надо" строются?
      Для меня планирование - это скорее попытка почувствовать твёрдую землю, по которой я хочу идти, попытка понять что мне нужно на самом деле и в каком порядке. Это карта. Моего личного мира. По крайней мере сейчас я пришла именно к такому виденью.
      Могу предположить, что если планы строются "потому что надо", а не потому что действительно хочется, значит пора остановиться и познакомиться заново с самим собой.

      Delete
    3. Ну, совесть совестью, а препод что сказал?)
      Планы "потому, что надо" - это "прочитать сто книг за три месяца", "похудеть на пять килограммов", "участвовать в забеге" и прочие подсмотренные в чужих списках или на примере друзей ачивки, которые хочется получить. И да, ты права, вообще нужно каждую такую цель вертеть и спрашивать себя: "Именно Я этого хочу или..?"
      Хотя это тоже радикальная точка зрения, бывает, поставишь себе цель "пробежать марафон". Он тебе вообще как бы и не очень-то нужен, но ты начинаешь тренироваться, следить за питанием - и так постепенно незаметно меняется жизнь)

      Delete
    4. Ну ставить такие цели (на холодную голову невозможные и ненужные, вроде пробежать марафон) действительно м.б. очень полезно, тут ты привела хороший пример. Но всё же не факт, что это принесёт положительный эффект. Зависит от человека, окружающей его среды и самой цели, и таким образом, индивидуально. Можно ведь и на оборот, разочароваться в своих способностях и утонуть в самокритике.
      Сложно судить. Мы можем лишь приводить рабочие примеры, а каждый всё равно будет проверять на себе.

      Препод сказала что-то вроде: "это конечно хорошо, что вы знаете, что это такое, но тут нужны конкретные примеры...с конкретными веществами" Что-то из этих примеров, я должна была и так знать (если бы всё не забыла), а что-то могла спокойно взять из конспектов (она разрешает пользоваться в начале экзамена), но... видно не судьба.

      Delete
  6. Согласна с вами, Яна. Мне кажется, что тут то самое противоречие между "деланием" и "бытованием". У нас как-то принято мерилом успеха считать активное "делание" (точнее, его результаты), но пассивное "бытование" не менее важно. Как и везде, надо учиться находить баланс: когда работать, не жалея себя, а когда отпустить всё и просто плыть по течению. Тогда, глядишь, и у неврологов работы меньше будет :)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Вот да, соглашусь. По-хорошему же "делание" и "бытование" не должны противопоставляться, это же два компонента счастья и достижения своих целей. Это как противопоставлять правую руку левой. Как говорит мой знакомый: "Я выполняю сейчас очень важную часть работы. - Какую? - Отдыхаю". Без бытования кончается энергия на деланье. Без деланья бытование превращается в болото.
      Если соблюдать баланс, то, думается мне, не только у неврологов будет работы меньше, но и у врачей в целом)

      Delete
  7. Именно поэтому несколько лет не строю глобальных планов - все равно жизнь вносит свои коррективы, а в сухом остатке только чувство неудовлетворенности.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Ну, в защиту планов могу сказать, что если цель большая (открыть свое место, купить дом), то план составить все же нужно. Просто гибко подстраиваться под обстоятельства. Иначе высок риск, что цель останется мечтой, которую никто не воплотит)

      Delete
  8. Мне кажется, что весь 2015 год был годом составления эффективных планов и высоких планок. Я старалась быть прогрессивной и все успевающей не только в работе, но и в жизни. За год вымоталась и осталась не довольна прошедшим годом. В январе в голове, как будто свет кто-от включил. Убрала изматывающие кружки детей, которые ни нам, ни им были не по душе. В этом году хочу пожить без планов на день-месяц-год в работе. А только наброски и вдохновение. В этом году мне хочется больше писать не для чужих людей, которые читают мои новости, а для себя, о своей семье, что-то очень важное и личное в обычный дневник. Хочется отказаться от чтения лент и сделать что-то стоящее в своей работе. Что-то, что я умела, но разучилась. А может просто пришло время для обновления..?

    ReplyDelete
    Replies
    1. Вполне может быть) Мне кажется, что если слишком много тратить сил "наружу", то в какой-то момент обязательно понадобится длительное восстановление в виде работы "внутрь". Все эти списки, планы и продуктивность - это очень здорово, когда у нас на это есть силы и нам это по-настоящему нужно.

      Delete
  9. Я вчера как раз возлежала лицом в подушку. Чуть ли не вселенский конец света был. А потом решила погадать, на разрешение текущей ситуации. И пока я сосредоточенно дыша формулировала запрос, чуть полегче стало. Сразу вспомнилась книга "Осознанность" Марка Уильямса и Дэнни Пенмана (до конца еще не дочитала, но пока очень нравится) они рассказывают, что когда нас накрывает какое-то чувство, мы подсознательно вспоминаем моменты когда испытывали его же, усугубляя ситуацию.

    ReplyDelete
  10. Спасибо большое за пост! Очень он резонирует с моими чувствами. Раньше я все время бежала, боясь не успеть или оказаться неэффективной. Это жутко выматывало. Теперь мой ритм жизни намного медленнее, но все равно планы и цели не дают покоя. Все время хочется куда-то тянуться и себя перепрыгнуть, при этом забывая о том, чтобы остановиться и насладиться моментом. Или просто быть. Без этой осознанности кажется, что время просто утекает сквозь пальцы. А ваши советы как раз о таких мелочах, которые мы зачастую не замечаем, но именно они останавливают гонку и делают нашу жизнь более наполненной. Мне еще помогает прогулка, пусть даже 15 минут, но обязательно в одиночестве, тишине, без цели.

    ReplyDelete
  11. Ой, прям за живое задела)) правда у меня были все планы и мечты положить конец офисному рабству и я вот все планировала-планировала и наконец выпланировала)) теперь будучи свободным человеком, планирую кем быть дальше и чем заняться и от этих поисков реально забываешь жить сейчас)

    ReplyDelete