Избавление от лишнего • «Другие лучше меня»

Недавно у Марины вышел очень правильный и наталкивающий на размышления пост: "Под грузом чужого счастья. Что делать, если все вокруг живут лучше вас?"

Явление, о котором она говорит, не ново: о нем еще в пятидесятые годы двадцатого века говорил социальный психолог Леон Фестингер, а в наше время внимание ему уделяют уже и в СМИ (например, вот эта статья в TJ).

Большинству людей свойственно оценивать самих себя, основываясь на успехах и неудачах других людей. Поэтому соцсети, пользователи которых показывают только свои лучшие стороны, вызывают у многих сильный стресс.
https://tjournal.ru/p/double-lives

По всему выходит, что
а) оценивать себя, сравнивая с другими, нормально, все так делают
б) оценка себя через сравнение с другими в эпоху, когда так легко казаться, а не быть, чревато расстройством

Очень часто благодаря профилям в инстаграме, контакте, фейсбуке и где угодно еще мы видим только одну сторону медали: успех на работе (без пота и крови труда в течение 24x7), изумительные путешествия (без тепловых обмороков, сырости и комаров размером с собаку), прекрасные рассветы (без мешков под глазами), пресс "полосочкой" и упругую попу (без сотен тысяч часов того же пота, крови и мозолей в спортзале).

Taryn Toomey photographed by Jaimie Baird

Мы не видим цену этим красотам, и нам становится грустно, почему у нас не так, ведь наша голова сразу думает, что кому-то что-то дается легко, а нам нет. "Очевидно, - решает наша голова, - с нами что-то не так". Мы не такие успешные, не такие продуктивные, какие-то вообще не такие... Естественно, если бы мы увидели, что успешные люди наблюдаются у невролога и пьют ноотропы, например, картина была бы другой (более честной и менее травмирующей), но этого же никто не показывает.
И даже если мы понимаем, что за красивой картинкой всегда есть что-то еще, какая-то цена, которую человек заплатил, мы все равно рискуем сползти в уныние.

Что с этим можно поделать?


Вернитесь к здоровой "точке сборке"


Во-первых, стоит вспомнить один простой факт (простой, но длинный, потерпите количество букв):

Taryn Toomey photographed by Jaimie Baird
У каждой эпохи человечества есть свое психическое расстройство, которое чуть ли не обожествляется. Депрессия в период декаданса, диссоциативное расстройство личности семидесятых, шизофрения периода хиппи, психопатия периода лихих девяностых. Если вы думаете, что в нашу эпоху такого нет, то спешу вас разочаровать: нынче весь мир стремится к маниакальной стадии биполярного аффективного расстройства (оно же: маниакально-депрессивный синдром).
Нечего смеяться, я совершенно серьезно: все вот эти вот продуктивности, успешности, давить тапкой в пол педаль вашей Ламборгини, тусовки, блистание, нам все удается и мы короли жизни - типично для больных биполярщиков в маниакальной стадии.

Так что первое, что желательно сделать, когда вы натыкаетесь в социальной сети на гипер-успешную Машу, у которой два высших образования, докторская степень, накачанная попа, идеальный порядок дома, изумительный муж, свой успешный бизнес, один ребенок - Олимпийский чемпион, второй  - нашел лекарство от рака (любого), и при этом ей только тридцать, то на вопрос внутреннего критика: "А чего добился ты?" - честно ответьте: "Ну, вообще-то я просто психически здоров".

Уставать - нормально. Хотеть спать и есть - нормально. Что-то не успевать - нормально.
Не нормально - когда все это отсутствует.


Соберите себя в кучу


Taryn Toomey photographed by Jaimie Baird

Итак, мы оцениваем себя, сравнивая с другими. Я искренне считаю, что нас такими сделала эволюция: важно осенью собрать не меньше еды, чем собрал сосед, потому что кто его знает, когда наступит весна. Сравнение себя с другими - это хороший метод калибровки своего состояния, а так же важная составляющая социального взаимодействия (мы же, как никак, часть общества).

И сравнение себя с другими может быть очень полезным: мы можем найти вдохновение, новый источник знаний, понять, что нужно где-то подтянуть свои хвосты/поменять тренинг/получить новое образование. Оценка себя относительно людей, находящихся рядом, может быть прекрасным методом стимуляции саморазвития с одним "НО".

Все это работает, когда мы сами довольны собой.
Стоит нахлынуть ПМС, стоит нам устать, попасть под стресс или перенапрячься - все, можно распрягать лошадей. Если у нас нарушено здоровье или целостность личности - стройте себе форт из одеял, как в детстве, потому что скорее всего вам захочется полежать лицом в подушку там внутри.
Мы ведь регулярно оцениваем не только окружающих, не только себя на фоне окружающих, но и себя в целом, и если наша самооценка проседает, жди беды: окружающие мигом начинают, не сговариваясь, жить лучше, чем ты, уметь больше, чем ты, и в целом быть умнее и прекраснее, чем ты.

Если это случилось, то, отлежавшись лицом в подушку в форте из одеял, соберите себя в кучу. Возьмите себя всего такого приближенного к уровню плинтуса и попробуйте найти внутри пару ответов:

  • За что я собой недоволен?
  • Чьим голосом говорит мой внутренний критик?

У меня вот, например, этот вредный житель души мимикрирует под сердитую маму в детстве. Она нередко переставала со мной разговаривать, если я себя отвратительно вела, и это было очень тягостно. Нынче мой внутренний критик нагнетает внутреннее недовольство собой, но молчит, подлец, и не понятно, что ему пошло опять не так.
(На всякий - мама тут ни при чем, мама у меня вообще самая замечательная, это внутренний глюк).

Как мы договариваемся с критиком? У каждого он свой, так что вам виднее. В моем слуае, например, если причину недовольства установить не получается, я напоминаю этой внутренней фигуре, что она, вообще-то, сейчас себя ведет, как родитель. Так что живо оторовал тухес от дивана и начал обо мне заботиться. Суп сварил? Где мои варежки, нехристь? Ты мне нашел преподавателя по польскому языку? А кто найдет, я? Я в роли ребенка, ничего не могу. Сиди, гугли. Критиковать будешь тогда, когда будешь нормальным родителем. А пока я у тебя без шапки гуляю и без супа сижу, извини, вот тебе тряпочка, молчи в нее.
(И нет, я не шизофреник, это вполне себе рабочая психологическая техника).

Трюк здесь в том, чтобы понять, что пошло не так (если причина для недовольства есть и она объективная, и исправить это), а так же договориться с этим голосом в голове, который науськивает при разглядывании чужого успеха внутренних демонов гнать нас в самое пекло внутреннего ада.


Восстановите самооценку


Taryn Toomey photographed by Jaimie Baird

Самооценка на то и "само", что мы ее можем хоть сколько-то контролировать, несмотря на то, что она зависит от миллиарда внешних факторов.

  • Займитесь чем-то, что вам знакомо и где вы ас (испеките пирог, свяжите свитер, разберите пистолет, прочитайте пять книг за неделю, спите с наслаждением, в конце концов, у каждого из нас есть некий талант). 
  • Оцените, где вы объективно молодец ("красный диплом/помощь приюту/натаскивание младшей сестры на сложный экзамен" - все сгодится). Если с памятью туго, а огорчение о том, что все живут лучше вас - явление систематическое, закатайте рукава и 
  • Укрепляйте "опоры" личности: учебу, работу, семью, любовь, имидж, здоровье и т.д.

Общайтесь с друзьями (не следите за страничкой в социальной сети, а говорите по душам).
Стройте семью. Работайте с увлечением. Займитесь здоровьем. Займитесь имиджем. Начните учить что-то новое (я, например, при просевшей самооценке бросаюсь учить иностранные языки, мне это нравится и достаточно легко дается).

Словом, определитесь, что хотите делать именно вы (а не Маша-доктор-наук-попа-как-орех), что дает вам силы и энергию, и делайте именно это. Заряжайтесь и восстанавливайтесь, потому что даже я знаю, что каждый из вас - молодец.

Ну, а еще можно зайти к Марине в пост и проследовать ее рекомендациям, у них - та же самая цель :)
И расскажите в комментариях, чьи голосом гундит ваш внутренний критик и варит ли прохвост вам борщ или просто филонит, перемоем косточки товарищу, не все ему наслаждаться этой привилегией :)

Берегите себя.

P.S. Фото: Taryn Toomey photographed by Jaimie Baird. Столь странный выбор иллюстрации к посту вызван тем, что а) пост писался в четыре утра, б) в движениях по восстановлению себя и в йоге есть много общего, в) да и в целом упражнения на коврике хорошо помогают в таких случаях. Попробуйте)

18 comments

  1. а мне нравится Ваша обитель) И нравится, что вы делаете именно то, что хотите, у Вас свое дело и тд. и тп. Вот тоже так хочу, а у меня такого нет. Вот так почитаю посмотрю и думаю, надо, блин, тоже заниматься своим делом, даже пусть оно и "не такое как все", зато мое любимое)
    и вот значит я такая усиленно думаю ну и... ну еще чуть-чуть... ну а вот я пока учусь и учеба отнимает какое-то время.. Вот был период когда я действительно занималась любимым делом, правда не в своем бизнесе, но тем что мне нравится... а потом не оказалось такой возможности и я снова сижу себя уговариваю типа ну давай... Вот так вот...

    ReplyDelete
    Replies
    1. Вы знаете, мне кажется, здесь нужно быть просто готовым к тому, чтобы было, что давать :) А пока можно просто заниматься тем, что нравится, тем, чем не можешь НЕ заниматься. У меня Обитель появилась такими тернистыми путями (и так часто я прикладывалась "личиком об лед" с ней), что вспоминать страшно), просто я об этом не рассказывала никогда. Видимо, надо, потому что любимое дело завести и правда можно) Если Вы еще учитесь, поверьте, времени у Вас впереди навалом. Доучивайтесь спокойно, все получится, но позже.
      P.S. Не обязательно строить из него бизнес, кстати, как мне кажется, потому что это достаточно мерзкое дело для творческих личностей (моя душа поэта иногда с трудом выдерживает общение с государственным аппаратом). Так что вступая в мутные воды официальной регистрации своего дела заранее просчитывайте риски)

      Delete
  2. This comment has been removed by the author.

    ReplyDelete
  3. Яна, ты умница, просто так и прямо сейчас.
    Что касается маниакально-депрессивного синдрома: красивая картинка это очень мало. Нужна ещё тысяча картинок, чтобы просто представить настоящую форму изображённого. Мне вспоминается статья про японского фотографа Ямамото https://vk.com/wall-52526415_6877. Полагаю его творчество очень честно отражает то, как мы видим мир.
    P.S. накатала простыню, а потом решила, что увлеклась

    ReplyDelete
    Replies
    1. А я успела прочитать, но не успела ответить. Не удаляйте, у Вас очень же интересные комментарии! (И увлекайтесь почаще).

      Про МДС согласна. И спасибо за статью, она очень интересная. Хожу и думаю над ней пока что.

      Delete
  4. Побольше бы таких публикаций! Помогают разобраться в себе и немножко - в окружающих.

    Ксюша,
    thestylejungle.ru

    ReplyDelete
    Replies
    1. Спасибо, Ксения)
      Я могу еще посоветовать почитать "Может быть по-другому": http://annachernykh.ru/, - Аня о подобных вещах нередко напоминает. )

      Delete
  5. Спасибо за этот пост, Яна! А то мне временами кажется, что я схожу с ума в одиночку, когда поднимаю эти темы, а мне отвечают, что просто соц.сети надо отключить, а осознанность надо включить и проблемы как ни бывало :)))
    И всё-таки ведь и ты, и я, и Марина и другие, кто поднимает эту тему и пытается найти действительно полезные рекомендации, прекрасно знаем цену, которую сами за них заплатили, чтобы эти "восстановите самооценку" ожили и реализовались в нас самих. Сейчас в книжке у меня большой соблазн дать какой-то шорткат, но потом я смиренно отхожу от этой идеи, принимая, что у каждого своя мама, свои травмы, свои установки и свой духовный путь. То, что во мне сейчас резонирует как узнавание, для меня три-четыре года назад - очередная болтовня про принятие себя, приложить некуда.
    И от этого особенно ценю это сейчас, что можно проследить свой путь, внутреннюю работу и то, что рядом появляется столько глубокой созвучности. Спасибо!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Аня, здравствуй!)
      Мне такое тоже пишут, правда, в личку, и меня всегда удивляет логика. Ну, хорошо, социальные сети. Но осознанность что, имеет тумблер "Вкл - выкл"? Пусть покажут, если да.
      Ты знаешь, я вчера на волне обсуждения этой записи в контакте написала очень длинный текст про тернистость пути, который пришлось пройти. Публиковать не стала - ни к чему этот душевный эксгибиционизм, но запись мне самой помогла посмотреть назад и осознать, откуда у меня половина нынешних проблем. То есть вот только вчера ночью. А ведь я вроде как за осознанность и саморазвитие, и должна была все это уже увидеть и проработать.
      От нас самих внутри нас самих очень много скрыто, и у всех разное. Нет единого рецепта, если только общие схемы, мне кажется, на которые, как на раму для батика, можно попытаться натянуть свою ситуацию. И если натянулось - начинать расписывать. И то, если ты уже нащупал проблему...
      Но шорткат звучит заманчиво) Хотя бы потому, что всегда найдется кто-то, кому короткий такой путь и инструкции помогут точно.

      Как-то мой ответ получился одним длинным поддакиванием) А вообще, когда мир начинает быть созвучным, значит, правильной дорогой идем) И это очень радостно)

      Delete
  6. Здорово, очень понравилась статья и блог в целом. Останусь в гостях. :)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Добро пожаловать ^_^ *виртуальная чашка чая*

      Delete
    2. хах, благодарю. :)

      Delete
  7. Сердечно благодарю за такой пост! Проблема действительно распространённая, и, увы, соцсети, в которых ты почти что живёшь, превращаются в наркотик, куда заходишь посмотреть на успех, ум и все хорошее в жизни других. И ведь всегда интересуешься, а чего там добился твой однокашник спустя столько-то лет?
    У меня этот внутренний критик - сплошная головная боль. Порой мне кажется, что я живу только за счёт мнений других. Очень тяжело, все время словно ощущаю чей-то надзор. Кстати, критик говорит голосами самых уважаемых мною людей - обычно это люди старше и образованнее меня, словно говорящие "тебе никогда такой не стать". Тут накатывает стыд, апатия - и все, тупик.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Прозвучу, конечно, немного странно, но - Вы не пробовали разговаривать с этим внутренним критиком? Узнавать, чего хочет эта Ваша внутренняя фигура?

      Delete
  8. Интересно, а времени инквизиции соответствовала мания преследования?
    А я вот признала, что в некоторых начинаниях, которыми я пробовала заниматься профессионально, я действительно бездарна. Поэтому приходится довольствоваться ролью любителя

    ReplyDelete
  9. так здорово, что наткнулась на ваш блог! многое очень резонирует, про биполярное расстройство - вообще синхрон получился: оказывается, тоже в начале января я об этом же писала и похожими словами. только взгляд изнутри, как человека, имеющего то самое расстройство.

    не против, процитирую тут кусочек?

    "все люди разные. но, как правило, в определенную эпоху считается идеалом определенная модель поведения/ образ жизни.
    сейчас в фаворе некий монстр-гибрид с расстройством психики, а именно - с непрекращающимися эпизодами мании: всегда в тонусе или гипертонусе, всегда в приподнятом настроении, делает кучу дел одновременно, брызжет энтузиазмом, нанося добро всем вокруг, и прет как танк к своей социально примлемой цели.

    это не норма, это перманентный приступ мании. со стороны выглядит заманчиво (простите за тавтологию) и многие считают, что это не заболевание вовсе, и уж тем более не заболевание, которое стоит лечить. как бы психиатры ни пытались объяснить, что это состояние как и любое другое патологическое - вредно для психики и для организма в целом и приводит внутреннему выгоранию. как у мыши, которая все время нажимала на кнопку, посылающую импульс в центр удовольствия в мозг - и сдохла.

    у меня биполярное расстройство, от которого мне удалось избавиться, ну или по крайней мере свести к минимуму, и я его теперь не ощущаю. к чему это я? к тому, что не по наслышке знаю, чем отличается стадия мании от обычного здорового состояния человека."

    ReplyDelete
    Replies
    1. почему-то форма комментариев на дает опубликовать ответ через жж-аккаунт - комментарий так и остается висеть на предпросмотре. хорошо, что у меня есть "запасной вариант" - гугловский профиль

      Delete
  10. Спасибо вам огромное за то, что вы делаете. Знаете, когда я нуждаюсь в совете или толчке к чему-то, в Обители всегда появляется пост именно в тему моего поиска. Спасибо Вам ещё раз :)
    На эту статью наткнулась уже совершенно случайно, но как всегда случайности не случайны, а мой внутренний критик терроризирует меня более чем полностью. Он любит давить на меня тем, что, смотри, вы одного возраста с ним, почему у него уже есть квартира, а у тебя нет, почему вы на одном курсе, а она знает и умеет больше? И даже глубже, громким густым басом кричит, почему, если все сказанное выше резонирует у тебя, ты не можешь выдать то же самое. Вот такой вот он диктатор. Даже до слез может довести. Тогда я чувствую себя действительно шизофреником :)
    Однако для себя я рада, что весь негатив умею направить на свою никчемность, а не кидаю зелёную волну зависти на "Машу-попа-как-орех". Но здесь всегда была другая проблема. Когда эта черно-зеленая жила накапливается внутри, появляются боли в сплетении, нервы становятся ни к черту. А вот как выпустить - это уже для меня сложнее. Не хочется грязнить мир ещё большим негативом, короче и без меня много. Так и живём.

    ReplyDelete