10 правил минимализма, полезных любому человеку

Минимализм (как я уже писала) - это не про аскезу, хоть та тоже бывает полезна. Это про
  • то, что жизнь должна приносить радость
  • то, что основное назначение человека - быть счастливым и передавать это дальше
  • отказ от лишнего в пользу нужного
  • упорядочивание
  • расстановку приоритетов


И в целом любого, кто стремится жить наполненной и гармоничной жизнью, внимателен к окружающей среде и людям и исповедует принцип разумного потребления, можно назвать минималистом.

Несмотря на мои попытки донести эту мысль, мне все равно иногда мне пишут "я, наверное, совсем не минималист, не могу выкинуть старый любимый свитер, хоть его носить можно редко" (у меня тоже есть такой, кстати) или "я, наверное, совсем не минималист, не могу избавиться от памятной игрушки из Непала".

Возможно, для парней, которые намеренно отказались даже от кровати и спят в спальном мешке, мы все с вами не минималисты. От слова "совсем".
Но мне нравится считать иначе: любой, кто стремится отказаться от лишнего, но сохраняет то, что греет сердце, в наш век все еще избыточного потребления может свободно считаться таковым. Даже если у него есть свитер, который он носит только дома, или игрушка из Непала, которая греет душу.

Ведь минимализм, на самом деле - это не про количество вещей. (Хотя читая иногда наших зарубежных соратников, может показаться, что эти именно так).
Это про количество счастья и свободы.
И про упорядочивание всего остального.

Вот, например, у меня получилось вычленить за последние полгода десять советов, которые вроде бы напрямую относятся к минимализму. И все же следуют им многие, кто к этому направлению себя не относит.

Скорее всего, не со всем перечисленным вы почувствуете резонанс, но если получится почерпнуть несколько полезных идей, я уже буду рада.


  1. Оставляйте только любимое: упростите гардероб (по принципу "Переезжать с одним чемоданом").
    Выбросите то, что не радует глаз совсем, и попробуйте перейти от десятка вещей одного типа к двум-трем, но из более качественного материала или просто лучше сидящих.
    Мысль о том "Что носить, если я все выкину?", лежит вот здесь.
  2. Оставляйте только любимое: упростите декор дома и содержание ящиков и шкафов
    Визуальный шум - это тоже стресс. Глаз должен цепляться только за те вещи, которые вызывают радость. Тогда это будет хотя бы положительный стресс.
    Многие пишут о том, что освобождение от лишнего дало ощущение свободного пространства и более спокойной жизни. Может, и вам этот пункт подойдет.
  3. Оставляйте только любимое: почистите виртуальное пространство
    У нас на компьютерах валяется тонна бесполезных уже для нас картинок. которые мы никогда не откроем, книг, которые мы никогда не прочитаем, фильмов, которые мы никогда не пересмотрим (давайте будем реалистами). В наших новостных лентах лежит бесконечное количество пабликов и групп, куда мы никогда не заходим, людей, которых мы иногда даже не помним, фотографий, которые мы никогда не вспомним.
    Наши виртуальные дома: компьютеры, планшеты, аккаунты в социальных сетях, - достойны лучшего, чем лежать захламленными тем, что нам не нужно.
  4. Проведите техношаббат:
    один день/неделю/вечера после 20:00/час после просыпания без интернета.
    У вас может не получиться с первого раза. Это тоже хорошо, потому что попутно наверняка вы узнаете о себе много нового и полезного.
  5. Упростите коммуникацию с другими
    У меня, например, хронически забитая личка в "Вконтакте". Это связано с работой. Какое-то время назад эти переписки меня просто съедали с потрохами, а люди все равно ждали ответа в течение двух недель.
    Сейчас я отвечаю быстрее и не пытаюсь "помереть, лишь бы освободиться": у меня есть выделенный час в сутки, когда я разгребаю лички, почту, записи. Что не успела - то не успела.
    Я переживала, что так станет только хуже, но неожиданно стали видны явные плюсы этого подхода:
    • во-первых, у меня везде висят предупреждения, что я не могу ответить сразу, и люди не раздражаются; если раздражаются, то я ни при чем - я предупреждала
    • во-вторых, оказалось, что примерно половина ребят, которые мне планировали написать, находят ответ сами (им лень ждать две недели), и все счастливы
  6. Отследите, а потом спланируйте бюджет
    Страшная нудность, согласна. Хвала небесам, существуют программы и приложения, которые эту обязанность делают интереснее. Меня, например, в свое время спасал Coinkeeper. Это приложение превратило нудный учет в игру по перемещению звякающей монетки из кошелька в нужную категорию. Легко, приятно, удобно, занимает пару секунд, да еще и в конце месяца видно, где ты был молодец и котик, а где стоило поменьше покупать чипсов.
    Нынешний их дизайн мне не по душе, но существует множество приложений этого рода для самого придирчивого вкуса.
    Один месяц отслеживаем, анализируем, а потом планируем. Такой подход здорово помогает перестать покупать лишнее и внезапно обнаружить у себя в конце месяца свободную сумму денег.
  7. Определите, что для вас "достаточно".
    И старайтесь жить по этому принципу, особенно если чувствуете себя на грани невроза. На эту тему у Ани Черных есть прекрасный текст, советую к прочтению
  8. Берите на себя ответственность
    За свою жизнь, за свое здоровье, за свое счастье. За свое образование, за свою работу и уровень заработка. Многие ответственности опасаются интуитивно (и я их понимаю: всегда проще, когда за тебя что-то делает кто-то другой). Но у нее есть потрясающе приятный побочный эффект: из просто пассажира своей жизни вы становитесь ее водителем. Не нужно больше ни от кого зависеть, можно принимать решения самому и самому наслаждаться последствиями. Ну, или становиться опытнее и лучше от ошибок. Тоже полезно.
  9. Один день в неделю уделите душе (хотя бы один)Посетите чайную. Выставку. Проведите его в обнимку с книгой в кровати. Встретьтесь только с теми, кого сильно любите. Можно совместить с техношаббатом.
  10. Возведите вопрос "Мне это приносит радость или нет?" в привычку
    Лучше всего вырабатывается этот оценочный рефлекс, когда мы сначала разбираем шкаф, потом книги, потом остальной дом, а уже потом свою жизнь. Удивительно, насколько свободнее можно стать благодаря просто шести словам (и капле силы воли)
Делитесь, кто хотя бы пару пунктов из списка выполнял/выполняет в повседневной жизни?)

15 comments

  1. Благодаря вашему блогу я убеждаюсь, что минимализм - это не выкинь вещь каждый день - челлендж на 100 дней, а меня очень испугало это маниакальное выкидывание,
    когда я искала что-то о минимализме в сети: группы, сообщества, блоги :)
    Спасибо вам!

    Сейчас читаю(ведь по вашему совету!) книгу Мэри Кондо, и мне честно - страшно оставить только любимые вещи. Потому что так много вокруг вещей, которые мне не нравились даже когда я их покупала - " но носить то что-то надо было", бесконечные "дети" сделки с моими вкусами и предпочтениями. Обещала сама себе разобраться с одеждой, обувью и вещами до Йоля.


    ReplyDelete
    Replies
    1. Меня тоже беспокоят любимые западными друзьями "30 days throw away challange", т.к. кажется, что ты все еще смотришь на мир с точки зрения вещизма, просто с другой стороны баррикад. А мне вообще не близка мысль оценивать мир, как область только потребления, или отказа от потребления избыточного.
      На мир еще можно смотреть с точки зрения путешественника, созидателя и т.д. :)

      А почему страшно? Кажется, что много пустоты будет?

      Delete
  2. Бюджет меня заставляет муж разносить, так что это у меня уже 3 года длится (но я все равно не люблю эту процедуру!)

    Всякие штуки для души делаю регулярно - иногда хочу на выставки, лежу в ванне с журналом сколько хочу, гуляю по старым районам города, в общем, этот пункт я практикую уже очень и очень давно.

    остальные в той или иной мере тоже присутствуют, все, кроме техношаббата - не могу на него решиться никак)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Может, техношаббат и не нужен тогда?)

      Delete
  3. Ну вот, я, оказывается, минималист ))
    Мы летом переехали из старого дома к родственникам и выбросили ТАКОЕ количество хлама... Кто бывал в старых загородных домах, тот знает, сколько интересного таят чердаки, кладовки, уголки под лестницей, и с какой лёгкостью положенная куда попало случайная вещь становится частью интерьера. Мы выбросили, отдали, подарили все, что было не нужно, не жалко, жалко, но не до слёз, нужно, но не необходимо... Уфф. На этой волне почистила аккаунты, файлы на ноуте и отказалась от многих повседневных дел, которые отнимали силы. И в голове стало спокойнее. Осталось разобраться с ответственностью.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Ответственность - моя больная точка тоже. Будем разбираться вместе)
      (У меня, правда, не глючит больше система принятия ее на себя. У меня сбоит программа "сказал - сделал", потому что хотелок много, а времени - нет, и надо научиться не рваться и ответственно делать то, что обещала).

      Delete
  4. Гы. У меня окружающие схватили идею на уровне "все выкинуть" да и всего. Теперь тыкают меня "зачем тебе это, это ж бесполезный декооор!"
    Главное себе не навредить. Заметила, что мне теперь временами стыдно, что я что-то хочу. Все нормально, я с этим разобралась, зато придумала новый закон: просто относиться к вещам проще. Хочется - бери, покупай, делай что хочешь, но как только оно станет бесполезным - меняй, выкидывай, дари, отдавай. Ничего себе не запрещаю и круговорот вещей в природе не останавливается.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Мне кажется иногда, что окружающим надо дать Мари Кондо: ее наконец-то перевели на русский. Перед передачей предварительно подчеркнуть жирным карандашом места, где она описывает уборку, как духовную практику х) Вот после нее обычно вопросы все такие вопросы отпадают))

      Очень правильный закон) Я если тоже хочу статуэтку совы, то возьму ее. Другое дело, что я заставлю себя думать неделю. Если первый порыв не прошел, значит, что тут думать дальше)

      Delete
  5. Яночка, я всегда с таким удовольствием читаю ваши статьи! Они такие легкие и в то же время очень весомые! Но вот в этой позвольте с вами несколько не согласиться. То, что вы описываете, не совсем минимализм, поправьте меня если не права. Мне кажется, что это, скорее, гедонизм: умение и желание радоваться жизни и отказываться от того, что радость не приносит) А советы чудесные, действительно, подходят каждому!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Тут, Марина, мне кажется, есть хитрость ;)
      На самом деле термины "минимализм", "умение радоваться жизни", "эссенциализм" и "здоровое отношение к жизни" - это синонимы :3 Каждый выбирает себе тот ярлычок, который ему больше нравится.
      Ну, если мы не говорим о минимализме в дизайне или архитектуре. Тут, конечно, разговор будет совсем другим.

      Правда, гедонизмом я бы это все равно не назвала. Там во главу угла ставят в первую очередь удовольствие. Это тоже, конечно, здорово, но удовольствие не научит тебя тому, например, чему может научить аскеза. Или отсечение лишнего.

      Delete
  6. Спасибо, за ссылку, Яна! Что-то мы читаем друг друга тихонько, я поняла, что ни разу, кажется, не комментировала :)

    У меня сейчас в черновиках висит пост как раз о счастье и радости, и о том, что я, кажется, разуверилась в такой уж важности этих штук.

    А так, да, пункты очень созвучные!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Здравствуй! Да, кстати, я обычно тоже "молчаливый чтец". Это, наверное, черта всех интровертов: говорить только тогда, когда есть, что сказать, кроме желания согласиться)

      Мне кажется, к счастью и радости стремится тот, кому их не очень хватает. Это как пирамида Маслоу: сначала обеспечить безопасность, еду и кров, а потом уже заниматься улучшением мира. А когда человек достигает того, к чему стремился, и оно становится для него привычным, взгляд обращается на другие вещи. Тут так же. Научиться быть счастливым (по жизни, а не в виде эмоции) - а потом идти помогать учиться другим.
      Сейчас, например, мне ужасно важным кажется делать мир лучше самыми разными путями. Хотя год назад основной заботой было обретение равновесия.

      Хотя кто его знает, как оно о других. Надеюсь вскорости увидеть текст опубликованным, интересно, что ты думаешь об этом)

      Delete
  7. Яна, Ваш блог открывает для меня новые интересные грани:)

    Благодаря переезду за месяц избавились от кучи ненужного и поломанного. В шкафу осталось только 2 сомнительные вещи: вроде и не сильно радуют, но иногда в голове складываются образу, для которых они - верх идеальности.

    Остается разобраться с работой, привычкой брать на себя много и не своего и распорядком:)

    ReplyDelete
  8. Яна, ваш блог так вдохновляет ) я на пути к гармонии уже достаточно долго, но похвастаться хорошими результатами пока не могу.. Всему виной нелюбимая работа, которую невозможно в данный момент бросить.. После тяжелого трудового дня, я прихожу домой и читаю ваш блог) это как своеобразный ритуал возвращения в свой "мирок", где нет проблем и забот) пишите почаще, пожалуйста) очень жду новых постов)) и хочу узнать, есть ли Вы в инстаграмме ? Ссылка вроде есть у вас на него, но страница не открывается) поделитесь, если вы там есть) буду рада, вас видеть чаще)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Здравствуйте!) Простите, что так поздно набрела на Ваш комментарий и спасибо за комплименты).

      По поводу работы очень сочувствую и желаю Вам в новом году встретить возможность поменять ее на более интересную и любимую (это важная часть жизни и даже здоровья). В инстаграмме я есть, но не очень часто: https://www.instagram.com/death_head_moth/

      Delete