Почему минимализм — это про счастье, а не про аскезу

Движение "минималистов/эссенциалистов" набирает обороты, и поле информации об этом (еще недавно полупустое) начинает стремительно заполняться.
Давеча, например, мне скинули ссылку на очередную запись, где человек для себя расставляет по полкам понятия "минимализм" и "эссенциализм", и попросили поделиться, что я об этом думаю. Я решила, что поделюсь и здесь с вами.


Я уже расписывала подробно, что для меня минимализм (можно найти вот тут). Что касается чужого мнения на этот счет: мне кажется несколько бессмысленным спорить об определениях: все равно каждый для себя формирует свою точку зрения о тех или иных явлениях, и каждый имеет на это право. Все, что я могу сделать - это поделиться тем, как вижу это я, в частности, что я думаю о постулатах: "Минимализм - для богатых и пресытившихся"; "Минимализм - жесткий и негибкий"; "Минимализм - про нехватку и про вещизм".

Если мы говорим о минимализме, как о направлении в архитектуре или дизайне, то да. Там во главу угла ставится простота форм и стремление к предельной лаконичности. Но если мы говорим о нем, как о стиле жизни, то, о, все совсем не так :)

Основной постулат минималистичного существования: "Только нужное, ничего лишнего". Но почему-то понятия "нужное" настойчиво путают с "аскетичным".

Что вообще это такое - "нужное"?


Давайте отталкиваться от идеи того, что одна из целей жизни человека - быть счастливым, гармоничным и передать это умение дальше. Под эту цель заточена даже биохимия нашего мозга, процессы, происходящие внутри нас, схема работы нашей мотивации и многое другое, так что спорить с этим смысла нет.
То есть можно со спокойной душой сказать: одна из нужд человека - это счастье и гармония.

И если минимализм - это минимальный набор нужного, а одна из нужд человека - быть счастливым и гармоничным, то минимализм - это про гармонию и счастье, а совсем не про дорогой стиль жизни пресытившихся потреблением, сокращение количества вещей и о вещизме как таковом.


pinterest.com

Минимализм - это про расстановку приоритетов. 


И избавление от того, что не приносит радость. Ты берешь от жизни только важное и нужное для своего развития, счастья и гармонии.

К сожалению, многие грешат фиксацией на вещах, им кажется, что минимализм - это про расхламление дома, и надо сказать, что я понимаю, откуда берется этот взгляд, ведь об этом и правда много пишут. Но давайте будем честны: на это еще и обращают внимание (слишком много, как мне кажется, но не суть).
И на деле минимализм - это про приоритеты.

Возьмем наше любимое/раздражающее расхламление. Если вы уверены, что это - про вещи, то, кажется, вы этим не занимались. Ведь когда ты разбираешь тот же шкаф, например, ты про каждую вещь спрашиваешь себя:

• Мне это приносит радость или нет?
• Мне это идет или нет?
• Мне это нужно или нет?

Когда эти три вопроса ты задаешь себе тридцать раз, то мозг привыкает к тому, что их нужно задавать. И мы идем на кухню, берем старую чашку в руки и думаем на автопилоте: "Мне она приносит радость или нет?" (Отвечаем себе "да" и наливаем чая). Мы берем в руки телефон с смской от бывшего человека, и на автомате задаемся вопросом: "Мне это приносит радость или нет?" Мы приезжаем на работу и... Ну, вы поняли. (И если нам для счастья нужно, чтобы на полке в рядок стояли пяток статуэток будд, то никто ничего не имеет права нам на этот счет говорить)

pinterest.com

Минимализм - это про достижение гармонии


Эти три вопроса - три вопроса минимализма - меняют нашу жизнь. Мы отказываемся от того, что нам на самом деле не нужно, что нам не идет и не приносит радости, и на освободившееся место приходит то, что делает нас счастливыми.
Когда мы заканчиваем с рассматриванием и оценкой внешней нашей жизни (вещи, отношения, работа, хобби), мы начинаем смотреть внутрь.

Так, например, в рамках лейтмотива января, который я задала себе в этом году, мне уже нечего разбирать дома или в работе (ну, ладно, шкаф, я перевернула шкаф), но у меня остаются, например, тревожность (мне она не идет, не приносит радость и не нужна, а значит, я буду избавляться от нее), гиподинамия (по-русски: сниженная двигательная активность; не видела никого, кому она бы шла или приносила радость, хотя бывает нужна иногда), скачущая самооценка (не красящая меня, не приносящая мне радости и не нужная, нужна крепкая и стабильная) и т.д.
Это то мое "лишнее", что не укладывается в минималистичный стиль жизни, и что необходимо из нее выкинуть.

Но это еще не все.

Минимализм - это про оберегание гармонии


Еще несколько лет назад я наивно полагала, что человек - отдельно, а окружающая среда - отдельно. То есть если ты разобрался внутри самого себя, то тебя ничто не может больше лишить равновесия.
Как бы не так. Рядом с нами всегда есть другие люди, дедлайны, искушения, да и наш мозг сам не прочь подсунуть свинью в виде сублимации желаний. А сила воли? Вы знали, например, что сила воли - исчерпаемый ресурс у человека? Мозг устает принимать волевые решения, и после напряженного рабочего дня риск обзавестись ненужной вещью, лишней для здоровья шоколадку или лишними для душевного равновесия отношениями повышается в разы.

И здесь идеология минимализма выступает стражем обретенного равновесия.


Одно дело просто мимоходом цапнуть кусок шоколадного, будучи на диете для аллергиков и надеясь на то, что кларитин спасет вас сегодня, а другое - остановиться и спросить повернувшись к торту спиной:
- Мне это нужно или нет?
- Мне нужно успокоить стресс. Хотя это можно сделать не только тортом. Можно, например, ванной с шоколадной пеной.
- Мне это подойдет/сделает меня лучше или красивее?
- Вообще нет, я стану толще и покроюсь пятнами. А от пены для ванны нет.

Минимализм - это инструмент внутренней регуляции точки равновесия, которое, давайте будем откровенны, никогда не бывает на сто процентов устойчивым.

А в чем разница между минимализмом или эссенциализмом? 


А бог его знает, я не разделяю эти понятия :)
Возможно, я сама путаю понятия, возможно, понятие эссенциализма в современном его виде возникло, как противопоставление зафиксировавшемуся на вещизме западному минимализму.
Возможно, все эти модные  термины "минимализм/эссенциализм" стоит выкинуть и называть все "здравым смыслом" или "стремлением к гармонии".

Что я (для себя) знаю совершенно точно: важно не фиксироваться на определениях. Важно просто делать.

Берегите себя :) 

11 comments

  1. Очень здорово всё разложили по полочкам.
    Меня раньше отторгало само слово "минимализм", потому что для меня оно связано с бедностью (в широком смысле слова) и отсутствием собственного пространства. Минимализм для меня - это когда у тебя, например, квартира-студия на семью из трёх человек и крошечный столик в углу для тебя лично, и тебе просто необходимо выкинуть кучу милых сердцу мелочей, чтобы они не выжили с этой территории тебя. Наличие ненужных вещей - это показатель ресурса, что ли. Мне в кайф иметь кладовку с тремя рядами банок огурцов (я их не съем, я раздам друзьям, соседям и просто бедным), пять коробок с тканями (на пошив пойдёт в лучшем случае одна, остальные потихоньку раздарю), и целую комнату книг, потому что они создают нереально уютную атмосферу, пусть половину из них я вряд ли перечитаю. Я в этом плане запасливый хомяк и домовитый хоббит, и всё вот это "откажитесь от лишнего" ставит дыбом шерсть на моих ногах :-D Поэтому подход про "счастье и приоритеты" мне нравится куда больше. Спасибо, что разъяснили )))

    ReplyDelete
    Replies
    1. Не меняйтесь ни в коем случае (разве что сами захотите), очень часто мир держится именно на таких домовитых хоббитах ^_^ (Даже у аскетичных минималистов :3)

      Delete
  2. Вы очень сильная, и это здорово) Такое чувство, что не может быть у человека, столь точно описывающего состояние счастья и гармонии, чувства тревожности или гиподинамия)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Спасибо за комплимент, мне очень приятно) Мне думается, что сила здесь только кажущаяся (на бумаге кто угодно Лев Толстой, главное, что на деле в реальной жизни получается).

      По опыту могу сказать, что люди, которые могут описать точно и гармонию, и счастье, как раз те самые личности, у которых и тревожный фон повышен, и депрессию они проходили. То есть знают оборотную сторону медали, боролись с ней, победили (ну, или почти), и потому глубже прочувствовали и радость.

      Delete
  3. А я думала это у меня одной вроде ничего лишнего в материальной и "отношенческой" сферах жизни уже нет, а тревожность и гиподинамия бьют в колокола... И что вот прикажете с этим делать)))

    ReplyDelete
    Replies
    1. (Зачеркнуто) Страдать!) (зачеркнуто)
      Вы не обижайтесь на мой толстый юмор, это я на деле сама с собой так шучу, потому что у меня как раз эти две гостьи получили почти что прописку.
      Успокаиваться и двигаться, двигаться и успокаиваться. Я сейчас пробую на себе различные методы обретения равновесия и движения, и чуть попозже напишу об этом, вдруг полезно будет другим)

      Delete
  4. Мне нравится ваш взгляд на вещи. И да, сейчас очень много вариаций этих определений - каждый вкладывает в эти понятия что-то свое. :)
    Мне, на внутреннем ощущении, ближе эссенциалистический подход к жизни, но в целом "как ты розу не назови..." :)
    Здорово, когда автор четко описывает что для него значит термин и использует его маркером для определенного круга интересов и устремлений.
    В конечном итоге неважно как себя обозвать, хоть "ленностизм", "одеялкизм" или "дуракавалянкизм" :)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Вот да, как ниже косвенно подсказывают, все это можно вообще обозвать "осознанностизмом". Я тоже считаю, что не столь важно как-то это называть, главное - делать и быть счастливым. А определения еще долго будут гулять, т.к. тема достаточно новая и каждый ее понимает по-своему. Что, собственно, в ней и хорошо, как мне кажется :)

      Delete
  5. для себя я выбрала понятие "осознанность". спасибо за пост!

    ReplyDelete
  6. Описанным выше занимаюсь уже, пожалуй, с год. Сейчас прочитала статью, и вспыхнуло - да это же про меня! Буквально слово в слово.
    И да. Для меня "минимализм" - это "осознанность". Во всём.
    Началось с отношений. Те же вопросы: "мне это действительно нужно?", "меня это радует?" и т.д. Затем "расхламление" вещей и потоков информации. Затем дошла до "примера с шоколадом" - вот прямо про меня :D В итоге получилось, что заядлая сладкоежка почти окончательно перестала есть сладкое. И всегда могу остановиться в процессе. Нереальные чудеса :)
    Только сейчас поняла, почему мне не подошли различные системы из серии "выкини всё". Есть вещи, которые меня радуют, но никак не считаются функциональными. Но их, кстати, очень мало.
    Теперь всё стало на свои места.
    Простите, всё путано, очень много эмоций :)
    Яна, спасибо огромное за то, что Вы пишете. Очень созвучно мне сейчас. Бесконечно рада знакомству :)
    P.S. Обитель великолепна. Будто нашла "своих". Отдельная благодарность за неё ~^.^~

    ReplyDelete